Стоимость готовых работ:

Готовая             дипломная - 3900 руб.

Готовая                 курсовая - 1500 руб. 

Чтобы Вы получили максимально актуальную и оригинальную работу:

  • перед ее отправкой Вам, мы добавим в нее научные статьи и судебную практику 2017 г.
  • Вам будут отправлены использованные при написании работы материалы (можно будет легко сверить подлинность каждой ссылки и доказать науч. рук., что работа написана Вами самостоятельно).

   

            

               

Единый социальный налог как вид федеральных налогов и сборов

Это контрольная о налоге, отменённом с 1 января 2010 года.

План

 

Введение. 3

1. Единый социальный налог: понятие и элементы налога. 4

2. Единый социальный налог: условия и порядок уплаты.. 9

Заключение. 26

Литература. 27

   

Введение

 

Глава 24 Части второй Налогового кодекса Российской Федерации от 05.08.2000 № 117-ФЗ, посвященная единому социальному налогу, утратила силу с 1 января 2010 года[1]. Вместе с тем, анализ прежнего законодательства, регулировавшего этот вид налогов и сборов, представляет несомненный интерес.

Долгое время главное достоинство всех нововведений в сфере налогообложения, свя­занных с введением в действие с 1 января 2001 года главы 24 НК РФ заключалось в том, что после почти десятилетней истории взима­ния страховых взносов в государственные внебюджетные фонды нормативно-правовое регулирование взимания обязательных платежей, за счет которых формировалась основная часть доходов государственных внебюджетных фон­дов, стало основываться на концептуальном положении о том, что эти платежи являются налогами, а не обязательными платежами на обязательное социаль­ное страхование.

Между тем, спустя всего год законодатель снова вернулся к идее взимания страховых взносов. С 2002 года с хозяйствующих субъектов, по общему правилу, параллельно взимались и ECH, и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, именовавшиеся в законе в качестве индивидуально воз­мездных обязательных платежей. Более того, в установленных законом случа­ях с хозяйствующих субъектов не взимался ECH, однако, взимались страхо­вые взносы на обязательное пенсионное страхование. По большому счёту законодательными актами на сегодняшний день дек­ларируется лишь внедрение накопительных механизмов в систему государст­венного пенсионного обеспечения.

1. Единый социальный налог: понятие и элементы налога

 

Пунктом 1 статьи 235 Налогового кодекса РФ были установлены две категории налогоплательщиков ЕСН, а именно: 1) лица, производящие выплаты физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями; 2) индивидуальные предприниматели, адвокаты.

В силу пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса РФ в целях применения Налогового кодекса РФ под организациями понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации. Под индивидуальными предпринимателями в целях применения Налогового кодекса РФ понимаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты в целях применения Налогового кодекса РФ относятся к индивидуальным предпринимателям.

В соответствии с пунктом 3 статьи 23 Федерального закона от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (далее – Закон № 74-ФЗ) крестьянское (фермерское) хозяйство, созданное как юридическое лицо в соответствии с Законом РСФСР от 22 ноября 1990 г. № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», вправе сохранить статус юридического лица на период до 1 января 2013 года.

На такие крестьянские (фермерские) хозяйства нормы Закона № 74-ФЗ, а также нормы иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств, распространяются постольку, поскольку иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правоотношения.

Таким образом, с 1 января 2002 года (даты вступления в силу главы 24 Налогового кодекса РФ) члены крестьянских (фермерских) хозяйств стали являться плательщиками ЕСН в порядке, определенном для индивидуальных предпринимателей, вне зависимости от наличия у них статуса юридического лица. Если налогоплательщик одновременно относится к нескольким категориям налогоплательщиков, указанным в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 235 Налогового кодекса РФ, он исчисляет и уплачивает налог по каждому основанию.

Пунктом 1 статьи 236 Налогового кодекса РФ было установлено, что объектом налогообложения для организации и индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

В 2008 г. текст п. 1 статьи 236 Налогового кодекса РФ дополнен абзацем, согласно которому для лиц, производящих выплаты физическим лицам, не будут признаваться объектом налогообложения: 1) выплаты, начисленные в пользу физических лиц, являющихся иностранными гражданами и лицами без гражданства, по трудовым договорам, заключенным с российской организацией через ее обособленные подразделения, расположенные за пределами территории Российской 2) вознаграждение, начисленное в пользу физических лиц, являющихся иностранными гражданами и лицами без гражданства, в связи с осуществлением ими деятельности за пределами территории Российской Федерации в рамках заключенных договоров гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг[2].

В пункте 1 Обзора практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с взысканием единого социального налога, доведенного в качестве приложения к информационному письму Президиума ВАС РФ от 14 марта 2006 г. № 106 (далее – Обзор) судом указано, что выплаты в возмещение издержек, понесенных исполнителем при исполнении договора возмездного оказания услуг (подрядчиком при исполнении договора подряда), не подлежат обложению ЕСН, если эти издержки фактически понесены исполнителем (подрядчиком).

К аналогичным выводам Президиум ВАС РФ пришел в Постановлении от 18 августа 2005 г. № 1443/05: «...компенсация расходов исполнителей услуг по гражданско-правовым договорам, связанных с проездом к месту оказания услуг и проживанием, не относится к выплатам, перечисленным в пунктах 1 и 2 статьи 236 Налогового кодекса РФ... выплаты, направленные на компенсацию этих расходов, не признаются объектом обложения единым социальным налогом, независимо от включения их в состав расходов при налогообложении прибыли»[3].

Таким образом, представляется, что позиция Президиума ВАС РФ относительно компенсации издержек лиц, возмездно оказывающих услуги, укрепит позицию налогоплательщика в налоговых спорах по данному вопросу.

Объектом налогообложения ЕСН для физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, выплачиваемые налогоплательщиками в пользу физических лиц.

Не относились к объекту налогообложения «выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав). Например, если организация, заключившая с физическим лицом, не являющимся сотрудником организации, договор аренды транспортного средства без экипажа, не должна облагать суммы выплат по данному договору ЕСН, так как такие выплаты связаны с передачей в пользование имущества, а не с выполнением работ, оказанием услуг по трудовым или гражданско-правовым договорам. Такая позиция высказана в письме Управления ФНС России по г. Москве от 11 марта 2005 г. № 21-18/72»[4].

Пунктом 2 статьи 236 Налогового кодекса РФ установлено, что объектом налогообложения для индивидуальных предпринимателей и адвокатов, не производящих выплаты физическим лицам, признаются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

Для налогоплательщиков – членов крестьянского (фермерского) хозяйства (включая главу крестьянского (фермерского) хозяйства) из дохода исключаются фактически произведенные указанным хозяйством расходы, связанные с развитием крестьянского (фермерского) хозяйства.

Для налогоплательщиков – глав крестьянских (фермерских) хозяйств согласно новой редакции абз. 3 п. 2 из доходов этих хозяйств исключаются фактически произведенные указанными хозяйствами и документально подтвержденные расходы, связанные с ведением крестьянских (фермерских) хозяйств.

Пунктом 3 статьи 236 Налогового кодекса РФ установлено, что выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если: у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде; у налогоплательщиков – индивидуальных предпринимателей или физических лиц такие выплаты не уменьшают налоговую базу по налогу на доходы физических лиц в текущем отчетном (налоговом) периоде.

Формулировка пункта 3 статьи 236 Налогового кодекса РФ не предоставляет налогоплательщику права выбора, по какому налогу (единому социальному налогу или налогу на прибыль) уменьшать налоговую базу на сумму соответствующих выплат. Такой вывод был сделан в пункте 3 Обзора практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с взысканием единого социального налога, доведенного в качестве приложения к информационному письму Президиума ВАС РФ от 14 марта 2006 г. № 106 (далее – Обзор).

Таким образом, учитывая позицию ВАС РФ, Минфина России и налоговых органов, налогоплательщик не имел права выбора, по какому налогу (ЕСН или налогу на прибыль) уменьшать налоговую базу на сумму соответствующих выплат.

 

  

2. Единый социальный налог: условия и порядок уплаты

 

Пунктом 1 статьи 237 Налогового кодекса РФ было установлено, что налоговая база для организации и индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты физическим лицам, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 236 Налогового кодекса РФ, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц.

Налоговая база для физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, согласно абз. 3 п. 1 статьи 237 Налогового кодекса РФ определялась как сумма выплат и вознаграждений по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, выплачиваемые налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц.

При определении налоговой базы учитывались «любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в статье 238 Налогового кодекса РФ), вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности, полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица – работника, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в его интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования (за исключением сумм страховых взносов, указанных в подпункте 7 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса РФ)»[5].

Налоговая база для физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, определялась как сумма выплат и вознаграждений, предусмотренных пунктом 2 статьи 236 Налогового кодекса РФ, за налоговый период в пользу физических лиц.

Пунктом 2 статьи 237 Налогового кодекса РФ былоустановлено, что организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями, производящие выплаты физическим лицам, определяют налоговую базу отдельно по каждому физическому лицу с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом.

Пунктом 3 статьи 237 Налогового кодекса РФ было установлено, что налоговая база для индивидуальных предпринимателей и адвокатов определяется как сумма доходов, полученных такими налогоплательщиками за налоговый период, как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением. При этом состав расходов, принимаемых к вычету в целях налогообложения данной группой налогоплательщиков, определяется в порядке, аналогичном порядку определения состава затрат, установленных для налогоплательщиков налога на прибыль соответствующими статьями главы 25 Налогового кодекса РФ.

В соответствии с пунктом 4 статьи 237 Налогового кодекса РФ при расчете налоговой базы выплаты и иные вознаграждения в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) учитываются как стоимость этих товаров (работ, услуг) на день их выплаты, исчисленная исходя из их рыночных цен (тарифов), а при государственном регулировании цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги) – исходя из государственных регулируемых розничных цен. При этом в стоимость товаров (работ, услуг) включалась соответствующая сумма налога на добавленную стоимость, а для подакцизных товаров и соответствующая сумма акцизов.

Пунктом 5 статьи 237 Налогового кодекса РФ было установлено, что сумма вознаграждения, учитываемая при определении налоговой базы в части, касающейся авторского договора, определяется в соответствии со статьей 210 Налогового кодекса РФ с учетом расходов, предусмотренных пунктом 3 части первой статьи 221 Налогового кодекса РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 238 Налогового кодекса РФ не подлежали налогообложению: государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам (подпункт 1 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса РФ).

Все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с: возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья; бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения; оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия; оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях; увольнением работников, включая компенсации за неиспользованный отпуск; возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников; трудоустройством работников, уволенных в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, реорганизацией или ликвидацией организации; выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в том числе переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов) (подпункт 2 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса РФ).

С 1 января 2008 г. также не подлежали налогообложению: 1) все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с расходами физического лица в связи с выполнением работ, оказанием услуг по договорам гражданско-правового характера; 2) доходы глав крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации – в течение пяти лет начиная с года регистрации; 3) суммы страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников, осуществляемому налогоплательщиком в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц; суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица и (или) причинения вреда здоровью застрахованного лица[6].

В соответствии с пунктом 1 статьи 239 Налогового кодекса РФ от уплаты ЕСН освобождались: организации любых организационно-правовых форм - с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 000 рублей на каждое физическое лицо, являющегося инвалидом I, II или III группы (подпункт 1 пункта 1 статьи 239 Налогового кодекса РФ).

В соответствии со статьей 239 Налогового кодекса РФ не начислялся единый социальный налог на суммы до 100 000 рублей, выплачиваемые работникам, являющимся инвалидами I, II и III групп.

Согласно пункту 2 статьи 243 Налогового кодекса РФ сумма налогового вычета не могла превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период.

«Общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, их региональные и местные отделения. Организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50 процентов, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25 процентов»[7].

Учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются указанные общественные организации инвалидов (подпункт 2 пункта 1 статьи 239 Налогового кодекса РФ).

Данные категории налогоплательщиков освобождались от ЕСН – с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100 000 рублей в течение налогового периода на каждое физическое лицо. Кроме этого, льгота не распространяется на налогоплательщиков, занимающихся производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов.

Индивидуальные предприниматели, адвокаты, являющиеся инвалидами I, II или III группы, в части доходов от их предпринимательской деятельности и иной профессиональной деятельности в размере, не превышающем 100 000 рублей в течение налогового периода (подпункт 3 пункта 1 статьи 239 Налогового кодекса РФ).

Пунктом 2 статьи 55 Налогового кодекса РФ установлено, что если организация была создана после начала календарного года, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня ее создания до конца данного года. При этом днем создания организации признается день ее государственной регистрации. При создании организации в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до конца календарного года, следующего за годом создания. Пунктом 3 статьи 55 Налогового кодекса РФ установлено, что если организация была ликвидирована (реорганизована) до конца календарного года, последним налоговым периодом для нее является период времени от начала этого года до дня завершения ликвидации (реорганизации). Если организация, созданная после начала календарного года, ликвидирована (реорганизована) до конца этого года, налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до дня ликвидации (реорганизации). Если организация была создана в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря текущего календарного года, и ликвидирована (реорганизована) раньше следующего календарного года, следующего за годом создания, налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до дня ликвидации (реорганизации) данной организации[8].

Статьей 241 Налогового кодекса РФ было установлены ставки налога к зависимости от категории плательщиков.

В пункте 1 статьи 241 Налогового кодекса РФ были установлены налоговые ставки по ЕСН для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, за исключением выступающих в качестве работодателей налогоплательщиков-организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящих выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой особой экономической зоны, сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования. Максимальная ставка ЕСН для них 26 процентов.

При этом пунктом 1 статьи 241 Налогового кодекса РФ для налогоплательщиков – сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, установлены пониженные налоговые ставки.

Поскольку главой 24 и частью первой Налогового кодекса РФ не установлено иное, для целей налогообложения единым социальным налогом следует применять определение сельскохозяйственного товаропроизводителя, данное в Федеральном законе от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации». Кроме этого, пунктом 1 статьи 241 Налогового кодекса РФ для налогоплательщиков-организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящих выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой особой экономической зоны, максимальная ставка ЕСН - 14 процентов.

Пунктом 3 статьи 241 Налогового кодекса РФ для индивидуальных предпринимателей, не производящих выплаты физическим лицам, было установлена максимальная налоговая ставка 10 процентов.

«Адвокаты уплачивали налог по налоговым ставкам, установленным пунктом 4 статьи 241 Налогового кодекса РФ. Пунктом 2 статьи 56 Налогового кодекса РФ установлено, что налогоплательщик вправе отказаться от использования налоговой льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ. Однако, налогоплательщик не имеет права отказаться от применения регрессивной шкалы ставок по ЕСН на основании пункта 2 статьи 56 Налогового кодекса РФ, так как применение регрессивной шкалы ЕСН не является налоговой льготой в смысле пункта 1 статьи 56 Налогового кодекса РФ»[9].

Согласно пункту 7 статьи 241 Налогового кодекса РФ организациями, работающими в сфере информационных технологий, признавались российские фирмы, которые: разрабатывают и продают программы для ЭВМ, базы данных на материальном носителе или в электронном виде по каналам связи; оказывают услуги (выполняют работы) независимо от вида договора по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), установке, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ, баз данных.

Такие фирмы могли применять регрессивную шкалу по ЕСН, как только доход работников фирм превысит 75 000 руб. Однако для этого надо выполнить ряд условий:

1) организация должна получить документ о государственной аккредитации организации, подтверждающий, что фирма занимается деятельностью в области информационных технологий. Порядок такой аккредитации установит Правительство Российской Федерации;

2) доля доходов от: реализации экземпляров программ для ЭВМ, баз данных; передачи имущественных прав на программы для ЭВМ, базы данных; оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники); оказания услуг (работ) по установке, тестированию и сопровождению указанных программ для ЭВМ, баз данных по итогам девяти месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату налога по установленным для IT-компаний налоговым ставкам, составляет менее 90 процентов в сумме всех доходов организации за указанный период. Более того, от иностранных лиц не менее 70 процентов;

3) среднесписочная численность работников за девять месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату налога по установленным для IT-компаний налоговым ставкам, составляет не менее 50 человек.

Для вновь созданных организаций действовали те же условия, только доля доходов составляет не менее 90 процентов в сумме всех доходов организации за указанный период, в том числе от иностранных лиц не менее 70 процентов.

Дата осуществления выплат и иных вознаграждений или получения доходов определяется как: «день начисления выплат и иных вознаграждений в пользу работника (физического лица, в пользу которого осуществляются выплаты) – для выплат и иных вознаграждений, начисленных налогоплательщиками, производящими выплаты физическим лицам; день выплаты вознаграждения физическому лицу, в пользу которого осуществляются выплаты, - для физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, осуществляющими выплаты физическим лицам; день фактического получения соответствующего дохода – для доходов от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, а также связанных с этой деятельностью иных доходов»[10].

Днем фактического получения дохода адвокатами, осуществляющими профессиональную деятельность в коллегиях адвокатов, адвокатских бюро или юридических консультациях, согласно редакции абз. 4 статьи 243 Налогового кодекса РФ будет признаваться день выплаты дохода соответствующим адвокатским образованием, в том числе день перечисления дохода на счета адвокатов в банках. Эта норма применялась к правоотношениям, возникшим с 1 января 2007 г.

В соответствии с пунктом 1 статьи 243 Налогового кодекса РФ сумма ЕСН исчислялась и уплачивалась налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы. Пунктом 2 статьи 243 Налогового кодекса РФ было установлено, что сумма налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Кроме этого, пунктом 2 статьи 243 Налогового кодекса РФ устанавливалось, что сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». При этом сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период.

Пунктом 3 статьи 243 Налогового кодекса РФ было установлено, что в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных – для налогоплательщиков – физических лиц) с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определялась с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей.

Уплата ежемесячных авансовых платежей должна была производиться не позднее 15-го числа следующего месяца. «По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу. В случае, если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы налога, подлежащего уплате, с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по налогу»[11].

Данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик должен был отражать в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.

На основании редакции 2008 г. п. 3 данной статьи в течение налогового (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики должны производить исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных – для налогоплательщиков – физических лиц) с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей.

Согласно введенному в п. 4 абз. 2 сумма налога (авансовых платежей по налогу), подлежащая перечислению в федеральный бюджет и соответствующие государственные внебюджетные фонды, определяется в полных рублях. Сумма налога (сумма авансовых платежей по налогу) менее 50 копеек отбрасывается, а сумма 50 копеек и более округляется до полного рубля.

При наличии у организации обособленных подразделений, расположенных за пределами территории Российской Федерации, уплата налога (авансовых платежей по налогу), а также представление расчетов по налогу и налоговых деклараций согласно последнему абзацу п. 8 должна осуществляться организацией по месту своего нахождения.

Пунктом 5 статьи 243 Налогового кодекса РФ устанавливалось, что ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, налогоплательщики обязаны представлять в региональные отделения Фонда социального страхования Российской Федерации сведения (отчеты) по форме, утвержденной Фондом социального страхования Российской Федерации, о суммах: 1) начисленного налога в Фонд социального страхования Российской Федерации; 2) использованных на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, при рождении ребенка, на возмещение стоимости гарантированного перечня услуг и социального пособия на погребение, на другие виды пособий по государственному социальному страхованию; 3) направленных ими в установленном порядке на санаторно-курортное обслуживание работников и их детей; 4) расходов, подлежащих зачету; 5) уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.

Пунктом 6 статьи 243 Налогового кодекса РФ было установлено, что уплата налога (авансовых платежей по налогу) осуществляется отдельными платежными поручениями в федеральный бюджет, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Пунктом 7 статьи 243 Налогового кодекса РФ было установлено, что налогоплательщики представляют налоговую декларацию по налогу по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации, не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Копию налоговой декларации по налогу с отметкой налогового органа или иным документом, подтверждающим предоставление декларации в налоговый орган, налогоплательщик не позднее 1 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом, представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

Кроме этого, согласно пункту 7 статьи 243 Налогового кодекса РФ установлено, что налоговые органы были обязаны представлять в органы Пенсионного фонда Российской Федерации копии платежных поручений налогоплательщиков об уплате налога, а также иные сведения, необходимые для осуществления органами Пенсионного фонда Российской Федерации обязательного пенсионного страхования, включая сведения, составляющие налоговую тайну. Налогоплательщики, выступающие в качестве страхователей по обязательному пенсионному страхованию, представляют в Пенсионный фонд Российской Федерации сведения и документы в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в отношении застрахованных лиц.

Органы Пенсионного фонда Российской Федерации представляют в налоговые органы информацию о доходах физических лиц из индивидуальных лицевых счетов, открытых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета. Пунктом 8 статьи 243 Налогового кодекса РФ определялось, что обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, исполняют обязанности организации по уплате налога (авансовых платежей по налогу), а также обязанности по представлению расчетов по налогу и налоговых деклараций по месту своего нахождения.

«Сумма налога (авансового платежа по налогу), подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из величины налоговой базы, относящейся к этому обособленному подразделению. Сумма налога, подлежащая уплате по месту нахождения организации, в состав которой входят обособленные подразделения, определяется как разница между общей суммой налога, подлежащей уплате организацией в целом, и совокупной суммой налога, подлежащей уплате по месту нахождения обособленных подразделений организации»[12].

В соответствии с пунктом 9 статьи 243 Налогового кодекса РФ в случае прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя до конца налогового периода налогоплательщики обязаны в пятидневный срок со дня подачи в регистрирующий орган заявления о прекращении указанной деятельности представить в налоговый орган налоговую декларацию за период с начала налогового периода по день подачи указанного заявления включительно. Разница между суммой налога, подлежащей уплате в соответствии с налоговой декларацией, и суммами налога, уплаченными налогоплательщиками с начала года, подлежит уплате не позднее 15 дней со дня подачи такой декларации или возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 Налогового кодекса РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 244 Налогового кодекса РФ расчет сумм авансовых платежей, подлежащих уплате в течение налогового периода индивидуальными предпринимателями и адвокатами, не производящими выплаты физическим лицам, производится налоговым органом исходя из налоговой базы данного налогоплательщика за предыдущий налоговый период и соответствующих ставок.

Пунктом 2 статьи 244 Налогового кодекса РФ было установлено, что если налогоплательщики начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность после начала очередного налогового периода, они обязаны в пятидневный срок по истечении месяца со дня начала осуществления деятельности представить в налоговый орган по месту постановки на учет заявление с указанием сумм предполагаемого дохода за текущий налоговый период по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации. При этом сумма предполагаемого дохода (сумма предполагаемых расходов, связанных с извлечением доходов) определяется налогоплательщиком самостоятельно.

Расчет сумм авансовых платежей на текущий налоговый период производится налоговым органом исходя из суммы предполагаемого дохода с учетом расходов, связанных с его извлечением, и соответствующих ставок.

Согласно редакции 2008 г. п. 3 статьи 244 Налогового кодекса РФ в случае значительного (более чем на 50%) увеличения дохода в налоговом периоде налогоплательщик обязан (а в случае значительного уменьшения дохода – вправе) представить уточненную декларацию в месячный срок после установления данного обстоятельства с указанием сумм предполагаемого дохода на текущий налоговый период. В этом случае налоговый орган производит перерасчет авансовых платежей налога на текущий налоговый период по ненаступившим срокам уплаты не позднее пяти дней с момента подачи уточненной декларации. Полученная в результате такого перерасчета разница подлежит уплате в установленные для очередного авансового платежа сроки либо зачету в счет предстоящих авансовых платежей[13].

Адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, согласно п. 6 теперь самостоятельно исчисляют и уплачивают налог с доходов, полученных от профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением, в порядке, предусмотренном для налогоплательщиков – индивидуальных предпринимателей, с применением налоговых ставок, указанных в п. 4 ст. 241 НК РФ. При представлении налоговой декларации адвокаты были обязаны представить в налоговый орган справку о суммах уплаченного за них налога по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов[14].

В соответствии с пунктом 1 статьи 245 Налогового кодекса РФ индивидуальные предприниматели и адвокаты не исчисляют и не уплачивают налог в части суммы налога, зачисляемой в Фонд социального страхования Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 245 Налогового кодекса РФ закреплялось, что от уплаты налога освобождаются федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обороны, другие федеральные органы исполнительной власти, в составе которых проходят военную службу военнослужащие, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные в области внутренних дел, миграции, исполнения наказаний, фельдъегерской связи, таможенного дела, контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, Государственная противопожарная служба Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, военные суды, Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в части сумм денежного довольствия, продовольственного и вещевого обеспечения и иных выплат, получаемых военнослужащими, лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, сотрудниками уголовно-исполнительной системы, таможенной системы Российской Федерации и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, имеющими специальные звания, в связи с исполнением обязанностей военной и приравненной к ней службы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 245 Налогового кодекса РФ, не включались в налоговую базу для исчисления налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет, суммы денежного содержания прокуроров и следователей, а также судей федеральных судов и мировых судей субъектов Российской Федерации.

Таким образом, ставка налога рассчитывалась исходя из зарплаты сотрудника, при этом действовала регрессивная шкала: чем больше зарплата, тем меньше налог. Обычный размер ставки – для наемного работника, имеющего годовой доход менее 280 тыс. руб. – составляет 26 %. Типичный пример распределения этих денег для такого работника выглядит так: Пенсионный фонд Российской Федерации – 20 %; Фонд социального страхования Российской Федерации – 2,9 %; Фонды обязательного медицинского страхования – 3,1 %. Итого: 26 %. 

 

Заключение

 

Единый социальный налог – федеральный налог в Российской Федерации, зачисляемый в Федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды – Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации – и предназначенный для сбора средств на реализацию права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.

С 2010 года единый социальный налог отменён, вместо него нынешние плательщики налога будут уплачивать страховые взносы в ПФР, ФСС, федеральный и территориальные ФОМСы, согласно закону № 212-ФЗ от 24.07.2009. Суммарные ставки отчислений с 1 января 2010 года не изменены, а с 1 января 2011 года будут увеличены ставки отчислений в Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования.

Плательщиками единого социального налога в соответствии со ст. 235, 236 Кодекса признавались организации, производящие выплаты физическим лицам по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам. Поэтому, если организация не производила указанных выплат, она не являлась плательщиком ЕСН и, соответственно, не обязана была представлять налоговые декларации по ЕСН.

Для исчисления единого социального налога и взноса на обязательное пенсионное страхование объектом налогообложения для работодателей являлись: выплаты по трудовым договорам; вознаграждения в пользу физических лиц по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.

 

Литература

 

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) // Российская газета. 25 декабря 1993. № 237.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 07.08.2000. № 32. Ст. 3340.
  3. Федеральный закон от 24.07.2009 № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» // Собрание законодательства Российской Федерации. 27.07.2009. № 30. Ст. 3739.
  4. Александрович Е.О. Практика рассмотрения споров, связанных с исчислением и уплатой единого социального налога //Арбитражные споры. 2008. № 4. С. 77-92.
  5. Васильева М.В. Единый социальный налог и пенсионная система: проблемы трансформации // Налоги и финансовое право. 2008. № 2. С. 243-250.
  6. Громова В.Н. Льготы, применяемые при исчислении единого социального налога // Ваш налоговый адвокат. 2008. № 12. С. 56-66.
  7. Гусева Е.Н. Выплаты, не признаваемые объектом обложения единым социальным налогом в соответствии с п. 3 ст. 236 НК РФ // Налоговый вестник. 2008. № 10. С. 65-73.
  8. Дорошенко Е.В. Единый социальный налог в свете постановлений федеральных арбитражных судов, принятых в 2008 году // Ваш налоговый адвокат. 2008. № 12. С. 50-55.
  9. Кочешкова М.В. Исчисление и уплата единого социального налога // Арбитражная практика. 2006. № 7. С. 44-52.
  10. Кравченко О.В. Порядок исчисления и уплаты единого социального налога адвокатами // Вестник Московского университета МВД России. 2007. № 1. С. 75-76.
  11. Леднева О.А. Использование налогового вычета по единому социальному налогу // Арбитражная практика. 2006. № 2. С. 53-55.
  12. Лермонтов Ю.М. Обложение единым социальным налогом выплат по
    гражданско-правовым договорам // Налоговый вестник. 2009. № 1. С. 53-56.
  13. Лермонтов Ю.М. Толкование понятия «плательщик единого социального налога» в решениях судов // Налоговый вестник. 2009. № 4. С. 154-158.
  14. Салькова О.С. Оценка налоговой нагрузки по единому социальному налогу // Финансы. 2006. № 1. С. 31-33.
  15. Черник И.Д. О правовом регулировании единого социального налога // Налоговый вестник. 2005. № 11. С. 65-71.
  16. Янченко В.И. О подготовке индивидуальных предпринимателей к налоговой проверке по единому социальному налогу // Налоговый вестник. 2006. № 7. С. 83-87.

 

 



[1] См.: Федеральный закон от 24.07.2009 № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» // Собрание законодательства Российской Федерации. 27.07.2009. № 30. Ст. 3739.

[2] См.: Васильева М.В. Единый социальный налог и пенсионная система: проблемы трансформации // Налоги и финансовое право. 2008. № 2. С. 243-244.

[3] Гусева Е.Н. Выплаты, не признаваемые объектом обложения единым социальным налогом в соответствии с п. 3 ст. 236 НК РФ // Налоговый вестник. 2008. № 10. С. 71.

[4] Лермонтов Ю.М. Обложение единым социальным налогом выплат по гражданско-правовым договорам // Налоговый вестник. 2009. № 1. С. 53.

[5] Салькова О.С. Оценка налоговой нагрузки по единому социальному налогу // Финансы. 2006. № 1. С. 32.

[6] См.: Дорошенко Е.В. Единый социальный налог в свете постановлений федеральных арбитражных судов, принятых в 2008 году // Ваш налоговый адвокат. 2008. № 12. С. 50.

[7] Черник И.Д. О правовом регулировании единого социального налога // Налоговый вестник. 2005. № 11. С. 67.

[8] См.: Кочешкова М.В. Исчисление и уплата единого социального налога // Арбитражная практика. 2006. № 7. С. 49.

[9] Лермонтов Ю.М. Толкование понятия «плательщик единого социального налога» в решениях судов // Налоговый вестник. 2009. № 4. С. 155.

[10] Лермонтов Ю.М. Обложение единым социальным налогом выплат по гражданско-правовым договорам // Налоговый вестник. 2009. № 1. С. 54.

[11] Александрович Е.О. Практика рассмотрения споров, связанных с исчислением и уплатой единого социального налога //Арбитражные споры. 2008. № 4. С. 78-79.

[12] Янченко В.И. О подготовке индивидуальных предпринимателей к налоговой проверке по единому социальному налогу // Налоговый вестник. 2006. № 7. С. 84.

[13] См.: Громова В.Н. Льготы, применяемые при исчислении единого социального налога // Ваш налоговый адвокат. 2008. № 12. С. 60.

[14] См.: Кравченко О.В. Порядок исчисления и уплаты единого социального налога адвокатами // Вестник Московского университета МВД России. 2007. № 1. С. 75-76.



Яндекс.Метрика
© 2012 Все права защищены. Диплом по праву | Контакты | Карта сайта
Разработка сайта - Новопромо