Стоимость готовых работ:

Готовая             дипломная - 3900 руб.

Готовая                 курсовая - 1500 руб. 

Чтобы Вы получили максимально актуальную и оригинальную работу:

  • перед ее отправкой Вам, мы добавим в нее научные статьи и судебную практику 2017 г.
  • Вам будут отправлены использованные при написании работы материалы (можно будет легко сверить подлинность каждой ссылки и доказать науч. рук., что работа написана Вами самостоятельно).

   

            

               

Оборотоспособность объектов (имущества) в гражданском праве

Оборотоспособность объектов (имущества) в гражданском праве

 

Актуальность исследования правового режима имущества, ограниченного в обороте, обусловлена большим значением, которое имеет оборотоспособность объектов гражданских прав. Статья 34 Конституции Российской Федерации[1] гарантирует каждому свободное использование своих способностей и своего имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. В совокупности с конституционным положением о единстве экономического пространства, свободном перемещении товаров, услуг и финансовых средств указанные нормы создают правовые границы оборотоспособности объектов гражданских прав, реализуемые в основных началах гражданского законодательства, а также конкретизированные в статье 129 Гражданского кодекса Российской Федерации[2] (далее – ГК РФ).

Провозглашенная законодательная презумпция полной оборотоспособности допускает возможность ее ограничения лишь в случаях, прямо указанных в законе, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также в иных случаях, обусловленных спецификой соответствующих объектов гражданских прав.

Значимость правового режима имущества, ограниченного в обороте, подтверждается тем вниманием, которое уделяет законодатель данным вопросам. Так, относительно недавно, 2 июля 2013 г., был принят Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в подраздел 3 раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»[3].

Правовой режим объектов гражданских прав, которые до дня вступления в силу Федерального закона от 2 июля 2013 г. № 142-ФЗ признавались изъятыми из оборота и в соответствии с п. 2 ст. 129 ГК РФ признаются ограниченными в обороте, сохраняется. Другими словами, из ст. 129 ГК РФ исключено понятие «вещи, изъятые из оборота», остался лишь термин «вещи, ограниченные в обороте». В соответствии с п. 4 ст. 3 названного Закона сохранился правовой режим вещей, которые ранее признавались изъятыми из оборота, а с указанной даты считаются ограниченными в обороте.

При этом, очевидно, что совершенствование норм ГК РФ, иных федеральных законов и подзаконных нормативных правовых актов в сфере регулирования ограниченной оборотоспособности объектов гражданских прав должно основываться на тщательном теоретическом анализе данных проблем.

Теоретическую основу исследования оборотоспособности объектов (имущества) в гражданском праве составляют научные труды российских специалистов по конституционному праву, теории права, гражданскому праву, предпринимательскому праву, в частности Т.Е. Абовой, С.С. Алексеева, В.К. Андреева, Л.В. Андреевой, B.C. Белых, С.Н. Братуся, Е.П. Губина, С.В. Жилинского, О.С. Иоффе, А.Ю. Кабалкина, О.А. Красавчикова, С.Ф. Кечекьяна, О.М. Козырь, А.В. Лазарева, В.А. Лапач, П.Г. Лахно, В.Ф. Попондопуло, Б.И. Пугинского, Г.Ф. Ручкиной, В.А. Рясенцева, О.Н. Садикова, К.И. Скловского, Е.А. Суханова, Ю.К. Толстого, Б.Б. Черепахина.

Среди современных исследователей проблем ограниченной оборотоспособности различных видов имущества можно отметить М.А. Астахову, В.М. Баранову, М.В. Беляковой, Г.С. Васильева, Я.В. Вольвач, О.И. Крассова, С.А. Маркина, Н.А. Сыродоева и др.

Безусловный интерес представляют диссертационные исследования последних лет, анализирующие отдельные аспекты ограниченной оборотоспособности различных объектов гражданских прав М.М. Валеева, Д.В. Жернакова, А.Н. Лысенко, Н.С. Михайловой, А.А. Морозова, И.А. Полуяхтова, В.В. Романовой, Д.О. Сивакова, Ю.В. Скворцовой и др.

Вместе с тем, безусловно, данная проблематика не исчерпана и, в свете последних внесенных в законодательство изменений, нуждается в дальнейшем исследовании.

Объект настоящего исследования составляют общественные отношения, складывающиеся в связи с использованием имущества, ограниченного в обороте. Предмет исследования – гражданско-правовые нормы, устанавливающие правовой режим имущества, ограниченного в обороте.

Цель исследования заключается в анализе правового режима имущества, ограниченного в обороте, выделении существующих в данной сфере проблем и критическом разборе возможных путей их решения.

Научная новизна работы обусловлена тем, что теоретическое исследование проводится с учетом последних изменений, внесенных в гражданско-правовые нормы, устанавливающие режим имущества, ограниченного в обороте.

Методологическую базу исследования образует диалектический принцип системной взаимосвязи и развития правовых явлений, а также базирующиеся на нем методы: логические (анализа и синтеза), структурно-функциональный, сравнительно-правовой и другие.

В действующем гражданском законодательстве заложен «главный принцип – принцип свободного оборота, в соответствии с которым объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому, в том числе в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица). Вместе с тем по действующему гражданскому законодательству из указанного общего принципа сделаны исключения»[4].

При этом, очевидно, что не все объекты должны обладать полной оборотоспособностью (например, вооружение и боеприпасы, радиоактивные вещества, яды и наркотические средства, используемые в медицинских целях, и т.п.). В этой связи в отечественной цивилистике принято выделять объекты, изъятые из оборота (т.е. объекты, гражданский оборот которых не допускается (некоторые виды оружия, веществ)) и объекты, ограниченно оборотоспособные (т.е. объекты, которые могут принадлежать только отдельным субъектам гражданского права либо нахождение в обороте которых допускается по специальному разрешению (наркотические вещества)).

Действующее законодательство большинства стран устанавливает специальные меры контроля за определенными веществами, свободный и неконтролируемый оборот которых может оказать существенное негативное влияние на общественную безопасность и здоровье нации, а также ограничивает оборот таких веществ вплоть до полного запрета на деятельность с некоторыми из них. Российское законодательство не исключение.

П. 2 ст. 129 ГК РФ в редакции от 2 июля 2013 г. установлено, что законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок с которыми допускается по специальному разрешению.

Виды вещей, которые изымаются из оборота, должны быть прямо указаны в федеральном законе, а вещи, оборотоспособность которых ограничена, определяются либо законом, либо в установленном им порядке подзаконными актами (п. 2 ст. 129 ГК РФ). Исключение или ограничение оборотоспособности вещей находится под прямым законодательным контролем и представляет собой изъятие, прямо предусмотренное законом.

К имуществу, ограниченному в обороте, относятся: 1) наркотические средства, психотропные и сильнодействующие вещества, прекурсоры; 2) ядовитые вещества; 3) оружие – огнестрельное, холодное, газовое, боеприпасы, взрывчатые вещества; 4) другие объекты.

Федеральный закон Российской Федерации от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»[5] содержит ст. 1, подробно раскрывающую сущность понятий, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ, наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, подлежащие контролю в Российской Федерации, включаются в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, и в зависимости от применяемых государством мер контроля вносятся в соответствующие списки[6].

Психотропными веществами являются вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, природные материалы, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, в соответствии с законодательством РФ, международными договорами России, в том числе Конвенцией о психотропных веществах 1971 г., Конвенцией ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г.

Прекурсорами признаются вещества, используемые при производстве, изготовлении, переработке наркотических средств и психотропных веществ, включенные в Перечень наркотических средств и психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, в соответствии с законодательством РФ, международными договорами России, в том числе Конвенцией ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г.

Аналоги наркотических средств и психотропных веществ – это запрещенные для оборота в России вещества синтетического или естественного происхождения, не включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, химическая структура и свойства которых сходны с химической структурой и свойствами наркотических средств и психотропных веществ, психоактивное действие которых они воспроизводят.

Растения, содержащие наркотические средства или психотропные вещества (их части), - растения, из которых могут быть получены наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры и которые включены в соответствующий Перечень.

Необходимо обратить особое внимание на то, что в последнее время появились новые вещества, чья химическая структура незначительно отличается от исходных, включенных в списки контролируемых веществ. Так, широкое распространение в незаконном обороте получили метилендиоксипировалерон (MDPV), бутилон, метилмефедрон, фторметкатинон и ряд других веществ, имеющих сходные с подконтрольными веществами химическую структуру и, очевидно, психоактивные свойства, но не включенные в списки подконтрольных веществ[7].

В рамках действующего законодательства Российской Федерации они могут рассматриваться только как аналоги наркотических средств или психотропных веществ, а именно как вещества синтетического или естественного происхождения, не включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, химическая структура и свойства которых сходны с химической структурой и со свойствами наркотических средств и психотропных веществ, психоактивное действие которых они воспроизводят[8].

В этой связи С.В. Сыромятников и И.И. Сарычев обращают внимание на острейшую проблему, заключающуюся в том, что «в настоящее время проведение исследований по установлению наркотической активности веществ входит в компетенцию наркологических и химико-токсикологических подразделений Минздравсоцразвития России. По своему объему они весьма продолжительны и, как правило, требуют достаточно больших финансовых затрат, исчисляемых в сотнях тысяч рублей. Таким образом, процедура отнесения веществ к аналогам наркотических средств, основанная на определении сходств не только химического строения, но и психоактивных свойств, является весьма громоздкой, дорогостоящей и фактически нереализуемой на практике»[9]. Все это существенно осложняет судебную практику[10].

Как отмечает директор Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков России Виктор Иванов в интервью от 1 марта 2013 г., ФСКН России в настоящее время предлагает Правительству РФ «разработать регламент, который дал бы право приостанавливать на 1-1,5 года свободный оборот этих веществ. Причем ограничить оборот именно алкалоидов, в каких бы субстанциях они ни присутствовали»[11]. Данное предложение представляется обоснованным и заслуживающим поддержки.

Ст. 6 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии»[12] содержит перечень предметов, оборот которых в качестве гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации запрещен, либо ограничен. Как справедливо пишет применительно к данной статье Э.В. Туманов, «основу законодательных ограничений оборота гражданского и служебного оружия составляют признаки и характеристики, наличие которых обусловливает отнесение соответствующих предметов к иной видовой группе (боевому оружию). Установление декларируемых в комментируемой статье ограничений его оборота на территории РФ связано с необходимостью защиты прав и законных интересов неограниченного круга лиц»[13].

Повышенная опасность оружия определяет задачи и особенности правового регулирования общественных отношений, предметом которых оно выступает. Задачами этого регулирования признаются защита жизни и здоровья граждан, защита собственности, обеспечение общественной безопасности, охрана природы и природных ресурсов, укрепление международного сотрудничества в борьбе с преступностью и незаконным распространением оружия. Соответственно, необходимо установление границ сферы оборота оружия и других опасных предметов и веществ, определение круга субъектов оборота и порядка их включения в данную сферу, формулирование конкретных правил предосторожности и установление ответственности за их нарушение.

Понятия, включенные в «оборот оружия», подразумевают хотя и взаимосвязанные, однако достаточно самостоятельные сферы взаимодействия лица и оружия, каждая из которых нуждается в детальном правовом регулировании и охране. Наиболее общие вопросы этого регулирования отражены в Законе об оружии. Так, Закон устанавливает основные категории субъектов, имеющих право на приобретение оружия, основные требования к порядку продажи оружия. Однако очевидно, что более подробное правовое регулирование этих сфер может быть осуществлено только на основе иных нормативных актов, прежде всего применительно к различным видам оружия и категориям граждан, участвующим в его обороте.

Закон об оружии определяет общие права и обязанности всех граждан в сфере оборота оружия. Кроме того, он отмечает, что отдельные вопросы оборота, специальные права и обязанности граждан (например, применение оружия военнослужащими) регламентируются иными правовыми актами. Важное значение в регулировании общественных отношений по обороту отдельных видов оружия, предметов и веществ представляющих повышенную опасность, принадлежит указам, распоряжениям и другим актам, издаваемым Президентом РФ.

Решение конкретных вопросов определения содержания общих прав и обязанностей граждан в сфере оборота оружия отнесены Законом об оружии к компетенции Правительства РФ. Так, основные правила оборота служебного и гражданского оружия, порядок ведение государственного кадастра оружия, иные вопросы правил оборота оружия регламентированы постановлениями и другими актами Правительства РФ.

Ст. 9 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» предусматривает лицензирование приобретения оружия и патронов к нему.

Вслед за П.А. Рогулевым представляется необходимым обратить внимание на то, что «определяя содержание оборота оружия, Федеральный закон «Об оружии» приводит исчерпывающий перечень действий в отношении данных предметов, включающий его производство, торговлю оружием, его продажу, передачу, приобретение, коллекционирование, экспонирование, учет, хранение, ношение, перевозку, транспортирование, использование, изъятие, уничтожение, ввоз оружия на территорию Российской Федерации и вывоз его из Российской Федерации. Однако законодателем раскрывается содержание лишь дефиниции, входящей в определение понятия «оборот оружия» – его производство. Иные понятия, имеющие прямое отношение к обороту оружия (экспорт и импорт (ст.ст. 6, 17); продажа (ст. 6); пересылка (ст. 6); временное пользование (ст. 12); награждение (ст. 20); дарение (ст. 20); наследование (ст. 20)), в Законе только обозначаются. Отсутствие в Законе толкования всего понятийного аппарата оборота оружия на практике приводит к произвольному толкованию Закона»[14]. Представляется, что определения данных понятий целесообразно включить в Федеральный закон «Об оружии».

На это же указывает и А.А. Морозов, по мнению которого «ограничение оборота служебного и гражданского оружия связано с законодательным закреплением типичных действий по его обороту (приобретение, хранение и передача), не учитывающего иные действия, совершение которых может создать предпосылки незаконного оборота обозначенного имущества субъектами предпринимательской деятельности. К указанным действиям, помимо перечисленных, должны относиться: производство, продажа, безвозмездная передача, перевозка, изъятие и уничтожение, ввоз и вывоз и др. Действия, направленные на ограничение оборота служебного и гражданского оружия, нуждаются в правовой регламентации в статье 1 Федерального закона «Об оружии» от 13 декабря 1996 г. №150-ФЗ»[15].

Законодатель также предъявляет особые требования и к торговле объектами, ограниченными в обороте. Согласно п. 5 ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»[16], отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговли товарами, ограниченными в обороте, порядок и условия их продажи регулируются федеральными законами об обороте таких товаров.

Еще в 22 февраля 1992 г. был принят Указ Президента Российской Федерации № 179 «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена»[17].

Перечень объектов, ограниченных в обороте Российской Федерации товаров постоянно пополняется, и главным образом, в зависимости от изменения государственной политики в определенных областях общественной жизни. Если в девяностых годах прошлого века перечень преимущественно состоял из вещей, применение которых может причинить вред безопасности государства, общественному порядку, здоровью и жизни граждан, то в последние годы он пополнялся под эгидой защиты нравственности, обеспечения экологической и экономической безопасности.

29 декабря 2007 г. Постановлением Правительства РФ № 964 утверждены Списки сильнодействующих и ядовитых веществ для целей ст. 234 и других статей Уголовного кодекса Российской Федерации[18].

Кроме того, в этих Списках также значатся как сильнодействующие и ядовитые вещества ряд психотропных веществ и прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ. А с 7 августа 2013 г. действующие в Российской Федерации списки сильнодействующих и ядовитых веществ уже не включают в себя вещества, признаваемые международными антинаркотическими конвенциями психотропными либо прекурсорами наркотических средств и психотропных веществ.

Также, необходимо остановиться на вопросах наследования ограниченно оборотоспособных вещей. Согласно ст. 1180 ГК РФ, принадлежавшие наследодателю оружие, сильнодействующие и ядовитые вещества, наркотические и психотропные средства и другие ограниченно оборотоспособные вещи (абзац 2 п. 2 ст. 129 ГК РФ) входят в состав наследства и наследуются на общих основаниях, установленных ГК РФ. На принятие наследства, в состав которого входят такие вещи, не требуется специального разрешения.

П. 26 Методических рекомендаций по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами Российской Федерации[19] предписывает передавать оружие, боеприпасы и взрывчатые вещества, оказавшиеся в составе имущества умершего, органам внутренних дел по отдельной описи. Дальнейшее наследование осуществляется с учетом норм законодательства об оружии в зависимости от его типа – гражданского, служебного или боевого. Прямо разрешенным является наследование лишь гражданского оружия. О выявленном при описи имуществе, представляющем историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, нотариусом сообщается в соответствующие органы государственной власти или местного самоуправления.

Оружие, боеприпасы и взрывчатые вещества, оказавшиеся в составе имущества умершего, передаются органам внутренних дел по отдельной описи. Согласно ст. 20 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии», наследование гражданского оружия, зарегистрированного в органах внутренних дел, производится в порядке, определяемом законодательством РФ, при наличии у наследника лицензии на приобретение гражданского оружия. В случае смерти собственника гражданского оружия до решения вопроса о наследовании имущества и получения лицензии на приобретение гражданского оружия указанное оружие незамедлительно изымается для ответственного хранения органами внутренних дел, его зарегистрировавшими[20].

Меры по охране входящих в состав наследства ограниченно оборотоспособных вещей до получения наследником специального разрешения на эти вещи осуществляются с соблюдением порядка, установленного законом для соответствующего имущества.  При отказе наследнику в выдаче указанного разрешения его право собственности на такое имущество подлежит прекращению в соответствии со ст. 238 ГК РФ, а суммы, вырученные от реализации имущества, передаются наследнику за вычетом расходов на его реализацию.

Представляется, что такой отказ представляет собой действие, не зависящее от воли наследника, кроме того, его последствием выступает принудительное отчуждение принадлежащего данному лицу наследственного имущества в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 238 ГК РФ. В данном случае по общему правилу должна быть осуществлена принудительная продажа имущества с передачей вырученной от такой продажи суммы бывшему собственнику (наследнику). Если же данное имущество имеет некоторую культурную либо историческую ценность, то оно подлежит передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику (наследнику) стоимости данного имущества, определенной судом. В обоих случаях из причитающихся собственнику сумм вычитаются затраты на отчуждение ограниченно оборотоспособного имущества.

Также, необходимо обратить внимание на то, что современная доктрина исходит из того, что при производном приобретении права вещь должна постоянно иметь собственника, не допуская сколь угодно малого момента времени, в течение которого вещь уже выбыла из собственности одного лица, но еще не поступила в собственность другого. Для реализации данного принципа в наследственных отношениях вводится юридическая фикция, в силу которой право собственности возникает с момента открытия наследства, а не с момента его фактического принятия или регистрации права собственности (п. 4 ст. 1152 ГК РФ). При наследовании оружия возникает ситуация, при которой собственник на законном основании лишается возможности в течение определенного времени владеть и пользоваться принадлежащим ему имуществом.

Если на момент открытия наследства у наследника отсутствует лицензия на владение соответствующим видом оружия, возникает ситуация, когда в собственности гражданина оказывается имущество, которое не может ему принадлежать, в действие вступают правила ст. 238 ГК РФ. Пункт 1 данной статьи устанавливает годичный срок, в течение которого собственнику необходимо либо легализовать оказавшееся у него ограниченно оборотоспособное имущество, либо добровольно произвести его отчуждение.

Такой срок исчисляется с момента возникновения у лица права собственности (исходя из правила п. 4 ст. 1152 ГК РФ – с момента смерти наследодателя), является пресекательным и продлению не подлежит. Пункт 1 той же статьи устанавливает шестимесячный срок для принятия наследства, исчисляемый также с даты его открытия. До истечения такого срока наследник лишен возможности полноценно осуществлять свои права в отношении наследственного имущества по причинам неопределенности круга наследников и отсутствия ясности в вопросе, какое конкретно имущество отойдет каждому из лиц, принявших наследство. Такое положение дел, безусловно, может оказаться стесняющим для полноценного оформления своих прав на наследственное имущество либо его отчуждения.

В то же время наличие указанного срока не препятствует наследнику совершать определенные подготовительные действия. В частности, ими могут быть сбор документов, необходимых для получения лицензии, и предоставление их на рассмотрение компетентного органа. В случае отсутствия у наследника интереса к сохранению за собой оружия наследник вправе осуществлять приискание потенциального приобретателя, а также фиксировать достигнутые договоренности относительно будущей сделки, в том числе путем заключения предварительного договора (ст. 429 ГК РФ). Отсутствие лицензии у наследника в данном случае не может являться препятствием для отчуждения им оружия после получения свидетельства о праве на наследство.

Таким образом, правовой режим объектов гражданских прав, которые ранее признавались изъятыми из оборота и в соответствии с п. 2 ст. 129 ГК РФ признаются ограниченными в обороте, сохраняется. Виды вещей, которые изымаются из оборота, должны быть прямо указаны в федеральном законе, а вещи, оборотоспособность которых ограничена, определяются либо законом, либо в установленном им порядке подзаконными актами. При этом, в Федеральном законе  «Об оружии» не раскрывается содержание всего понятийного аппарата оборота оружия, что на практике приводит к произвольному толкованию данного Закона. Представляется, что определения соответствующих понятий целесообразно включить в Федеральный закон «Об оружии».

Литература

 

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 03.03.2014. № 9. Ст. 851.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 05.05.2014) // Собрание законодательства Российской Федерации. 05.12.1994. № 32. Ст. 3301.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 № 146-ФЗ (ред. от 28.12.2013) // Собрание законодательства Российской Федерации. 03.12.2001. № 49. Ст. 4552.
  4. Федеральный закон Российской Федерации от 02.07.2013 № 142-ФЗ «О внесении изменений в подраздел 3 раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 08.07.2013. № 27. Ст. 3434.
  5. Федеральный закон Российской Федерации от 28.12.2009 № 381-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 04.01.2010. № 1. Ст. 2.
  6. Федеральный закон Российской Федерации от 08.01.1998 № 3-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «О наркотических средствах и психотропных веществах» // Собрание законодательства Российской Федерации. 12.01.1998. № 2. Ст. 219.
  7. Федеральный закон Российской Федерации от 13.12.1996 № 150-ФЗ (ред. от 02.04.2014) «Об оружии» // Собрание законодательства Российской Федерации. 16.12.1996. № 51. Ст. 5681.
  8. Указ Президента Российской Федерации от 22.02.1992 № 179 (ред. от 30.12.2000) «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена» // Ведомости СНД и ВС РФ. 05.03.1992. № 10. Ст. 492.
  9. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 № 964 (ред. от 07.11.2013) «Об утверждении списков сильнодействующих и ядовитых веществ для целей статьи 234 и других статей Уголовного кодекса Российской Федерации, а также крупного размера сильнодействующих» // Собрание законодательства Российской Федерации. 14.01.2008. № 2. Ст. 89.
  10. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.1998 № 681 (ред. от 22.03.2014) «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. № 27. 06.07.1998. Ст. 3198.
  11. Приказ Минюста РФ от 15.03.2000 № 91 «Об утверждении Методических рекомендаций по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами Российской Федерации» // Бюллетень Минюста РФ. 2000. № 4.
  12. Батыршин И.И., Тихомирова В.В. Временное ограничение на оборот новых видов синтетических наркотиков как мера противодействия незаконному обороту психоактивных веществ // Юридический мир. 2013. № 12. С. 60-64.
  13. Ведищев Н.П., Гладышев Д.Ю. Понятию «производные наркотических средств и психотропных веществ» не место в уголовном праве // Адвокат. 2014. № 1. С. 29-36.
  14. Гражданский кодекс Российской Федерации. Постатейный комментарий к разделу V: Наследственное право / Б.М. Гонгало, Т.И. Зайцева, И.Е. Манылов и др.; под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2013. 264 с.
  15. Гражданское право: учебник: в 3 т. / С.С. Алексеев, И.З. Аюшеева, А.С. Васильев и др.; под ред. С.А. Степанова. М.: Проспект; Екатеринбург: Институт частного права, 2010. Т. 1. - 640 с.
  16. Евланова О.А., Павловская Н.В. Практика применения новых норм УК России в части назначения наказания за сбыт наркотических средств // Законы России: опыт, анализ, практика. 2013. № 10. С. 56-62.
  17. Корчагин О.Н. Временное ограничение на оборот новых видов наркотических веществ и психотропных веществ // Наркоконтроль. 2012. № 4. С. 32-34.
  18. Морозов А.А. Правовое регулирование использования в предпринимательской деятельности имущества, ограниченного в обороте: автореферат диссертации на соискание ученой степени к.ю.н. - М., 2010. - 24 с.
  19. О положении дел в борьбе за здоровье россиян члену президиума Ассоциации юристов России Михаилу Барщевскому рассказал директор ФСКН России Виктор Иванов // http://www.fskn.gov.ru/includes/periodics/speeches_fskn/2013/0301/ 094322689/detail.shtml
  20. Рогулев П.А. Некоторые аспекты правового регулирования оборота гражданского оружия // Общество и право. 2008. № 1. С. 254-256.
  21. Степущенко О.А., Фицев И.М., Блохин В.К., Мухаметзянов А.Х., Фомин А.А., Завгороднев А.А. Дизайнерские наркотики и проблема отнесения их к аналогам наркотических средств // Адвокатская практика. 2011. № 1. С. 11-13.
  22. Сыромятников С.В., Сарычев И.И. Производные наркотических средств и психотропных веществ // Наркоконтроль. 2011. № 2. С. 21-25.
  23. Тихомирова В.В. Правовые вопросы регулирования незаконного оборота синтетических наркотиков // Наркоконтроль. 2013. № 4. С. 22-27.
  24. Туманов Э.В. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» (постатейный). - М.: ЮРКОМПАНИ, 2010. - 192 с.

 



[1] См.: Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 03.03.2014. № 9. Ст. 851.

[2] См.: Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 05.05.2014) // Собрание законодательства Российской Федерации. 05.12.1994. № 32. Ст. 3301.

[3] См.: Федеральный закон Российской Федерации от 02.07.2013 № 142-ФЗ «О внесении изменений в подраздел 3 раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 08.07.2013. № 27. Ст. 3434.

[4] Гражданское право: учебник: в 3 т. / С.С. Алексеев, И.З. Аюшеева, А.С. Васильев и др.; под ред. С.А. Степанова. М.: Проспект; Екатеринбург: Институт частного права, 2010. Т. 1. С. 130.

[5] См.: Федеральный закон Российской Федерации от 08.01.1998 № 3-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «О наркотических средствах и психотропных веществах» // Собрание законодательства Российской Федерации. 12.01.1998. № 2. Ст. 219.

[6] См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.1998 № 681 (ред. от 16.12.2013) «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. № 27. 06.07.1998. Ст. 3198.

[7] Подробнее см.: Степущенко О.А., Фицев И.М., Блохин В.К., Мухаметзянов А.Х., Фомин А.А., Завгороднев А.А. Дизайнерские наркотики и проблема отнесения их к аналогам наркотических средств // Адвокатская практика. 2011. № 1. С. 11-13.

[8] См.: Батыршин И.И., Тихомирова В.В. Временное ограничение на оборот новых видов синтетических наркотиков как мера противодействия незаконному обороту психоактивных веществ // Юридический мир. 2013. № 12. С. 64.

[9] Сыромятников С.В., Сарычев И.И. Производные наркотических средств и психотропных веществ // Наркоконтроль. 2011. № 2. С. 22.

[10] Подробнее см.: Евланова О.А., Павловская Н.В. Практика применения новых норм УК России в части назначения наказания за сбыт наркотических средств // Законы России: опыт, анализ, практика. 2013. № 10. С. 56-62; Ведищев Н.П., Гладышев Д.Ю. Понятию «производные наркотических средств и психотропных веществ» не место в уголовном праве // Адвокат. 2014. № 1. С. 29-36.

[11] См.: О положении дел в борьбе за здоровье россиян члену президиума Ассоциации юристов России Михаилу Барщевскому рассказал директор ФСКН России Виктор Иванов // http://www.fskn.gov.ru/includes/periodics/speeches_fskn/2013/0301/094322689/detail.shtml См., также: Тихомирова В.В. Правовые вопросы регулирования незаконного оборота синтетических наркотиков // Наркоконтроль. 2013. № 4. С. 23.

[12] См.: Федеральный закон Российской Федерации от 13.12.1996 № 150-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «Об оружии» // Собрание законодательства Российской Федерации. 16.12.1996. № 51. Ст. 5681.

[13] Туманов Э.В. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» (постатейный). - М.: ЮРКОМПАНИ, 2010. С. 37.

[14] Рогулев П.А. Некоторые аспекты правового регулирования оборота гражданского оружия // Общество и право. 2008. № 1. С. 256.

[15] Морозов А.А. Правовое регулирование использования в предпринимательской деятельности имущества, ограниченного в обороте: автореферат диссертации на соискание ученой степени к.ю.н. - М., 2010. С. 10.

[16] См.: Федеральный закон Российской Федерации от 28.12.2009 № 381-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 04.01.2010. № 1. Ст. 2.

[17] См.: Указ Президента Российской Федерации от 22.02.1992 № 179 (ред. от 30.12.2000) «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена» // Ведомости СНД и ВС РФ. 05.03.1992. № 10. Ст. 492.

[18] См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 № 964 (ред. от 07.11.2013) «Об утверждении списков сильнодействующих и ядовитых веществ для целей статьи 234 и других статей Уголовного кодекса Российской Федерации, а также крупного размера сильнодействующих» // Собрание законодательства Российской Федерации. 14.01.2008. № 2. Ст. 89.

[19] См.: Приказ Минюста РФ от 15.03.2000 № 91 «Об утверждении Методических рекомендаций по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами Российской Федерации» // Бюллетень Минюста РФ. 2000. № 4.

[20] См.: Гражданский кодекс Российской Федерации. Постатейный комментарий к разделу V: Наследственное право / Б.М. Гонгало, Т.И. Зайцева, И.Е. Манылов и др.; под ред. П.В. Крашенинникова. - М.: Статут, 2013. С. 212.



Яндекс.Метрика
© 2012 Все права защищены. Диплом по праву | Контакты | Карта сайта
Разработка сайта - Новопромо