Стоимость готовых работ:

Готовая             дипломная - 3900 руб.

Готовая                 курсовая - 1500 руб. 

Чтобы Вы получили максимально актуальную и оригинальную работу:

  • перед ее отправкой Вам, мы добавим в нее научные статьи и судебную практику 2017 г.
  • Вам будут отправлены использованные при написании работы материалы (можно будет легко сверить подлинность каждой ссылки и доказать науч. рук., что работа написана Вами самостоятельно).

   

            

               

Педагогический процесс в системе образовательных правоотношений

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В СИСТЕМЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ <*> 

К.С. БЕЛЬСКИЙ, Л.А. ЗАЙЦЕВА

 

--------------------------------

<*> При подготовке статьи использована справочно-правовая система "КонсультантПлюс".

 Бельский К.С., профессор Российской академии правосудия, доктор юридических наук. 

Зайцева Л.А., преподаватель Московской государственной юридической академии, кандидат юридических наук.

 

Часть 2 <*>

 

--------------------------------

<*> Окончание. Начало в N 1/2009.

 

О системе образовательных правоотношений 

Педагогический процесс в высшем учебном заведении осуществляется в образовательном правоотношении, которое следует рассматривать как один из видов административного правоотношения, а образовательное право - как правовой институт административного права.

Будучи двухслойным, образовательное правоотношение уникально. Например, если в конституционном праве гражданин, реализующий право на высшее образование, выступает как управомоченное лицо, то в административном - он выступает как человек, который реализует право на образование через обязанности и подчинение правилам, установленным в уставе вуза, и дидактическим указаниям преподавателя.

О системе образовательных правоотношений. Педагогический процесс в высшем учебном заведении осуществляется в образовательном правоотношении, которое следует рассматривать как один из видов административного правоотношения, а образовательное право - как правовой институт административного права.

Несомненно, что в сфере образования немало отношений, выходящих за пределы административного права, - конституционных, трудовых, гражданских, финансовых, но тем не менее нормы административного права составляют основу образовательного права как комплексной отрасли. То, что нормы административного права образуют ядро, главную часть образовательного права, не опровергает тот факт, что Закон РФ "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" разрешили функционирование негосударственных образовательных учреждений и предоставили студентами право получать высшее профессиональное образование не только на бюджетной, но и на платной основе. Несмотря на этот факт, "административно-правовое начало" является стержневым в деятельности негосударственных вузов и играет чрезвычайно важную роль. Это начало выражено в ряде правовых нормативных актов, принятых на федеральном уровне. К ним относятся, помимо названных законодательных актов, государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования и профессиональные образовательные программы - акты, которые свидетельствуют об императивном государственном участии в образовательной деятельности любого вуза независимо от организационно-правовой формы. Эти акты отражают требования общества и государства к каждому высшему учебному заведению, чтобы педагогическая деятельность в нем осуществлялась на должном профессиональном уровне и в соответствующих формах.

Это государственное участие дополняет государственный контроль, который распространяется на все высшие учебные заведения - государственные, муниципальные, негосударственные. Данный контроль включает в себя единую систему оценки деятельности высшего учебного заведения. Приказ Минобразования России от 12 ноября 1999 г. N 864 ввел порядок комплексной оценки деятельности высшего учебного заведения <1>. Поэтому решимся утверждать, что в негосударственном вузе педагогический процесс, как и в государственном и муниципальном, также имеет место в образовательном (административном) правоотношении.

--------------------------------

<1> Приказ Минобразования России от 12 ноября 1999 г. N 864 "О комплексной оценке деятельности высшего учебного заведения" // Бюллетень Минобразования России. 2000. N 1. 

Профессор В.М. Сырых полагает, что образовательные правоотношения возникают и существуют только в пределах высшего учебного заведения <2>. Однако нормы образовательного права регулируют отношения, возникающие: а) между органами управления образованием и образовательными учреждениями; б) между образовательными учреждениями и обучающимися в них студентами; в) между вышестоящими и нижестоящими органами управления образованием; г) в высших учебных заведения между различными структурными подразделениями как по вертикали, так и по горизонтали; д) между преподавателями и студентами. Учитывая многообразие и своеобразие всех правоотношений, возникающих в образовательной сфере, можно говорить о системе образовательных правоотношений.

--------------------------------

<2> См.: Сырых В.М. Введение в теорию образовательного права. М., 2002. С. 34 - 37. 

Это - единая и целостная система правоотношений, начинающаяся в Министерстве образования и науки Российской Федерации, в других федеральных и региональных органах управления высшим образованием, продолжающаяся в высших учебных заведениях, прежде всего в процессе обучения студентов, и завершающаяся выдачей лицу, окончившему высшее учебное заведение, документа о получении высшего образования.

Для того чтобы более точно показать место педагогического процесса в системе образовательных правоотношений, целесообразно хотя бы вкратце охарактеризовать их.

Признаки, характеризующие образовательные правоотношения

как преимущественно административные

 

Образовательное правоотношение - сложное по составу понятие, включающее в себя конституционное и административное правоотношение. Первичным является общее конституционное правоотношение, в котором граждане реализуют в соответствии со ст. 43 Конституции РФ право на высшее образование и выбор высшего учебного заведения. При поступлении гражданина в вуз возникает и "работает" конкретное административное правоотношение, в котором право на высшее профессиональное образование реализуется в рамках педагогического процесса с использованием преподавателем различных методов обучения. Иначе говоря, образовательное правоотношение существует в основном как двухслойное, в котором административное правоотношение сочетается с конституционным <3>. Истины ради отметим, что в образовательное правоотношение вплетаются и другие правоотношения: трудовые, гражданские, финансовые, но рабочую основу составляет административное. Как хорошо сказал немецкий ученый - административист О. Майер: "Конституционное право уходит, административное право остается" <4>. Скажем точнее: не уходит, а отходит, дистанцируется, но постоянно влияет на административное право.

-------------------------------- 

КонсультантПлюс: примечание.

Учебник Е.И. Козловой, О.Е. Кутафина "Конституционное право России" включен в информационный банк согласно публикации - Юристъ, 2004 (издание третье, переработанное и дополненное). 

<3> Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2002. С. 22.

<4> Цитировано по: Старилов Ю.Н. Курс общего административного права. Т. 1. М., 2002. С. 13.

Будучи двухслойным, образовательное правоотношение уникально: если в конституционном гражданин, реализующий право на высшее образование, выступает как управомоченное лицо, то в административном - он уже как студент реализует право на образование через обязанности и подчинение правилам, установленным в уставе вуза, и дидактическим указаниям преподавателя в процессе обучения. Какие же конкретно признаки характеризуют образовательное правоотношение как административное?

1. Образовательное правоотношение складывается под воздействием норм административного права. Такой взгляд подтверждается тем, что основную часть Закона РФ "Об образовании", Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и других нормативных правовых актов, регулирующих образовательные отношения, составляют нормы административного права. Система образовательных правоотношений - это система управленческих отношений между различными субъектами. Так, правовые связи между ректором и заведующим кафедрой, заведующим кафедрой и преподавателем, преподавателем и студентом, которые возникают в высшем учебном заведении, возможны только потому, что они предусмотрены нормами административного права, содержащимися в законодательстве об образовании.

В отличие от других правовых норм административно-правовые нормы характеризуются тем, что устанавливают субординационные, координационные и реординационные связи между субъектами образовательных правоотношений, в том числе в тех из них, в которых осуществляется педагогическая деятельность.

2. Характерной чертой образовательного правоотношения как одного из видов административных правоотношений является то, что оно имеет организационно-управленческий характер. Для того чтобы сложный педагогический процесс, предполагающий взаимодействие преподавателя и студента, был реализован, необходимо организовать соответствующие коллективы работников, управленческие структуры, организовать материальное, финансовое, техническое обеспечение образовательной деятельности. Само назначение образовательного правоотношения есть практически организующее, обеспечивающее работу профессорско-преподавательского состава и учебу студентов. Как и другие административно-правовые отношения, образовательные правоотношения сами по себе не существуют, а выполняют строго организующую роль, обеспечивая оптимальные условия для осуществления педагогического процесса.

3. Другим признаком, показывающим образовательное правоотношение как административное, является круг его субъектов, обусловленный сферой образования. Это физические лица - работники органов управления образованием и высших учебных заведений. Основные субъекты - научно-педагогические работники (ассистенты, преподаватели, старшие преподаватели, доценты, профессора) и студенты, которыми могут быть граждане, лица без гражданства, иностранцы. Все они обладают административной правоспособностью.

К организациям как субъектам образовательных правоотношений относятся органы управления образованием, высшие учебные заведения, учреждения, где студенты проходят производственную практику, а также иностранные вузы, в которых учатся российские студенты. Относительно этой группы субъектов образовательных правоотношений, то кроме организаций она включает и их структурные подразделения: факультеты, институты, кафедры и лаборатории, входящие в состав университетов и академий. Понятие организации шире понятия юридического лица. Например, факультет не является юридическим лицом, но обладает административной правоспособностью.

4. Образовательные правоотношения - это властеотношения. Отношения между его субъектами имеют властный характер, причем власть выступает не только в форме авторитета <5>, как думает В.И. Шкатулла, но и в форме реальных полномочий. Управленческие структуры и звенья в сфере высшего образования построены в иерархическом порядке, и в силу этого один из субъектов образовательного правоотношения наделен властными полномочиями, чаще всего полномочиями контрольного характера. Такого рода полномочиями наделена Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки <6>. Полномочиями универсального характера наделены ректоры высших учебных заведений. В разделе 5 Устава Московской государственной юридической академии, посвященном управлению Академией, говорится, что ректор в пределах своей компетенции издает приказы и распоряжения, дает указания, обязательные для всех обучающихся и работников <7>.

--------------------------------

<5> См.: Шкатулла В.И. Образовательное законодательство: теоретические и практические проблемы. Общая часть. М., 1997. С. 102 - 103.

<6> СЗ РФ. 2004. N 26. Ст. 2630.

<7> Устав Московской государственной юридической академии (новая редакция). М., 2002. 

Нужно отметить, что степень властности в различных образовательных правоотношениях неодинакова. В правоотношении типа "ректор - заведующий" степень властности более жесткая и вертикальная. В образовательном правоотношении "преподаватель - студент", в котором осуществляется управление педагогическим процессом, степень властности заметно смягчена и более эластична. Такое правоотношение строится на координации, сотрудничестве, согласовании деятельности сторон.

5. Образовательные правоотношения, где бы они ни возникали - в государственном или негосударственном высшем учебном заведении, являются преимущественно публично-правовыми, что также доказывает их административно-правовой характер. В этих правоотношениях выражается не только личный и общественный интерес, но и государственный интерес.

При ближайшем взгляде на образовательные правоотношения можно видеть, что они направлены на получение студентами качественных профессиональных знаний и на создание оптимальных условий для работы профессорско-преподавательского состава. Более широкий взгляд позволяет видеть в этих правоотношениях отражение образовательной политики государства. Поэтому ст. 11 Типового положения о высшем учебном заведении провозглашено: "Основными задачами высшего учебного заведения являются... удовлетворение потребности общества и государства в квалифицированных специалистах с высшим профессиональным образованием и научно-педагогических кадров высшей квалификации" <8>. От того, как эти задачи будут решаться вузами страны, в значительной мере зависит экономическое благополучие России, ее будущее.

--------------------------------

<8> СЗ РФ. 2008. N 8. Ст. 731. 

6. Наконец, отметим еще один признак, характеризующий образовательные правоотношения как административные. Между сторонами образовательного правоотношения возможны споры. Так, студент при сдаче экзамена по какому-либо предмету может не согласиться с оценкой преподавателя, считая ее заниженной. Такой спор может разрешаться в административном порядке в соответствии с п. 7 ст. 16 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Подавая жалобу ректору или в вышестоящий орган управления образованием, студент оспаривает решение преподавателя, используя институт административного обжалования.

Образовательные правоотношения, как и другие административные правоотношения, классифицируются по различным критериям. Наиболее важной для понимания сути образовательных правоотношений является их классификация по функциональным свойствам: на организационно-аппаратные и педагогические. Понятие "педагогическое правоотношение" уже получило признание в юридической литературе, в частности в работах В.И. Шкатуллы, который, характеризуя образовательные правоотношения, писал: "Среди них можно выделить главное или основное правоотношение - педагогическое правоотношение..." <9>.

--------------------------------

<9> Шкатулла В.И. Указ. соч. С. 103. 

Организационно-аппаратные правоотношения не связаны прямо с педагогической деятельностью, осуществляемой в вузах. Данные правоотношения - вспомогательные, которые направлены на то, чтобы обеспечить нормальное функционирование и развитие педагогических правоотношений. Это обеспечение: организационно-управленческое, кадровое, материальное, финансовое, нормативно-правовое и т.д. Таковы правоотношения, связывающие Министерство образования и науки Российской Федерации с Федеральным агентством по образованию, Федеральное агентство по образованию с высшим учебным заведением. К такого рода правоотношениям относятся правоотношения, связанные с приемом граждан в высшие учебные заведения, с получением документа об образовании и т.д.

 

Образовательные педагогические отношения:

общая характеристика и особенности

 

Под образовательным педагогическим правоотношением понимается правоотношение, которое возникает и существует на основе норм административного права в рамках педагогического процесса, обозначающего образовательное воздействие преподавателя на студента и воздействие студента на преподавателя при обучении и усвоении знаний. В качестве примера можно привести следующие педагогические правоотношения: между преподавателем и студентами в процессе чтения лекции; при проведении семинарского или практического занятия; по руководству преподавателем работой студента при написании им курсовой или дипломной работы; руководство преподавателем производственной практикой студентов и т.д.

В педагогических правоотношениях в сфере высшего образования осуществляется деятельность, в основе которой находится педагогическое общение преподавателя со студентами. Эти правоотношения составляют центр образовательной деятельности. Не называя их педагогическими, такую же оценку этой группе образовательных правоотношений дает В.М. Сырых, который отмечает: "В число образовательных отношений бесспорно входят взаимоотношения педагога и обучающегося в рамках педагогического процесса, поскольку именно эти отношения обеспечивают достижение конечных целей образования" <10>.

--------------------------------

<10> Сырых В.М. Введение в теорию образовательного права. М., 2002. С. 51. 

Исторически образовательное правоотношение, возникшее в первых университетах Западной Европы, где процесс передачи профессиональных знаний от преподавателя студенту принял организованный характер, - это правоотношение означало, что дело высшего образования, находившееся ранее в частных руках и в хаотическом состоянии, перешло в руки мощных социальных институтов - государства и церкви, которые в Средние века не только контролировали педагогическую деятельность, но и оказывали университетам постоянную финансовую помощь. Если в античное время Сократ самостоятельно собирал большую аудиторию на афинских улицах и площадях и, будучи педагогом по призванию, был связан со своими слушателями исключительно нравственно, то в европейских университетах связь между преподавателем и студентами постепенно становится правовой с взаимными правами и обязанностями, с дисциплиной для обеих сторон.

Образовательное педагогическое правоотношение - административное правоотношение, на которое распространяются все признаки, свойственные другим образовательным правоотношениям. Но его характеризуют также и особенности.

Первая особенность заключается в том, что данное правоотношение в основном - двустороннее, субъектами которого являются преподаватель, имеющий, как правило, ученую степень, и обучающийся студент. Но педагогическое правоотношение может быть в отдельных случаях трехсторонним, в котором третьей стороной выступает высшее учебное заведение в лице заведующего кафедрой, посещающего в порядке контроля учебное занятие одного из преподавателей. Третьей стороной могут быть вузовская библиотека (читальный зал), где студент готовится к семинарскому занятию; учреждение, предприятие, где студент проходит под руководством преподавателя производственную практику. Третья сторона - факультативная в педагогических правоотношениях, действующая в целях совершенствования педагогического процесса и эффективного взаимодействия преподавателя и студента. Классическое педагогическое правоотношение в высшем учебном заведении есть правоотношение "преподаватель - студент".

Вторая особенность образовательного педагогического правоотношения заключается в уникальности его объекта. Все правоотношения имеют свой объект, в качестве которого выступают явления, ради которых люди вступают в правоотношения. Деятельность человека не может быть беспредметной, она всегда направлена на материальные или духовные блага или на действие по их созданию.

Объектом образовательного правоотношения выступает результат действий субъектов этого правоотношения, если под действиями понимать организационно-управленческую деятельность образовательных структур (органов управления образованием, вузов), педагогическую деятельность профессорско-преподавательского состава и учебную деятельность студентов, а под результатом получение студентами-выпускниками профессиональных знаний с выдачей документа о наличии образования определенного уровня <11>. Уникальность объекта педагогического правоотношения состоит в том, что он представляет собой не опосредованные организационно-управленческие действия управленческих структур в сфере образовательной деятельности (Министерства образования и науки Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Федерального агентства по образованию), но действия, осуществляемые в рамках педагогического процесса и имеющие результатом усвоение профессиональных знаний студентами.

--------------------------------

<11> См.: Алексеев С.С. Общая теория права. Т. 2. М., 1982. С. 162. 

Английский философ Ф. Бэкон сказал: "Знание - сила". В английском оригинале эта формула звучит так: "Knowledge itself is power", что означает "знание само по себе есть сила". Оно является силой, даже если к нему не применены те или иные инструменты навязывания, силового внедрения, обязательного донесения до обучающихся. Но знание является еще большей силой, если ему обучаются не кустарно, а профессиональные знания передаются от одного поколения другому организованно и под контролем государства. Такой процесс передачи знаний возможен только в системе образовательных правоотношений, и прежде всего педагогических правоотношений. Из профессиональных знаний это имеет прямое отношение прежде всего к юридическим и медицинским, специфический характер которых обязывал государство с давних времен осуществлять контроль над получением людьми юридического и медицинского образования. Недаром первыми факультетами первых высших учебных заведений (университетов) Западной Европы были юридический, медицинский и богословский.

Юридическое образование как совокупность юридических знаний имеет для общества и государства не только практическое, но и политическое значение. Юридические знания противоположны незнанию или элементарной осведомленности в законодательстве, которые характерны для большинства людей. Сложность профессиональных юридических знаний состоит в том, что они сочетают в себе черты теоретической и прикладной науки. Будущий практикующий юрист (судья, прокурор, адвокат, налоговый инспектор) должен знать правовые нормы, относящиеся к его профессиональной деятельности, содержание источников права, действующих в данное время и в данной стране, уметь видеть связь между ними, уметь определять юридические факты и их правовые последствия.

Профессиональные знания и производственная практика помогают практикующемуся юристу правильно применять правовые нормы в различных жизненных ситуациях (например, судье выносить справедливый приговор) и избегать ошибок, которые могут крайне отрицательно отразиться на судьбе человека и его близких. Вследствие этого процесс усвоения человеком профессиональных юридических знаний представляет собой результат специального обучения на юридическом факультете университета или в юридическом вузе в течение длительного времени. Мышление и память студента с переходом его с одного курса обучения на другой с периодической аттестацией знаний движутся от неполного знания к все более полному, глубокому и всестороннему, причем этот процесс осуществляется в длящемся педагогическом правоотношении.

Преподаватель вступает в педагогическое правоотношение с целью обучения и формирования у студентов юридических знаний, навыков и умений, а обучающиеся - студенты с целью получения качественного образования, которое не может быть ниже требований, установленных государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Таким образом, объектом образовательного педагогического правоотношения выступают знания, умения, навыки и другие качества, усвоенные студентом как результат действий обеих сторон - преподавателя и студента. В настоящее время организованная и квалифицированная передача профессиональных знаний от одного поколения другому возможна в системе образовательных правоотношений и составляющих их основу - педагогических правоотношений.

 

Контрольные полномочия преподавателя

при проведении учебного занятия

 

Статья 42 Типового положения о высшем учебном заведении указывает: "Учебные занятия в высшем учебном заведении проводятся в виде лекций, консультаций, семинаров, практических занятий, лабораторных работ, контрольных работ, коллоквиумов, самостоятельных работ, научно-исследовательской работы, практики, курсового проектирования (курсовой работы)" <12>. Осуществление каждого вида учебного занятия возможно в педагогическом правоотношении, в котором студент, как один из субъектов, занимает центральное положение, а преподаватель, как его другой субъект, - лидирующее положение <13>. Формы и методы обучения студентов, применяемые на базе Болонской декларации, не изменяют лидирующую роль преподавателя и не исключают управление педагогическим процессом.

--------------------------------

<12> СЗ РФ. 2008. N 8. Ст. 731.

<13> См.: Барабанова С.В. Государственное регулирование высшего образования в Российской Федерации. Административно-правовые вопросы. Казань, 2004. С. 213. 

Однако обращает на себя внимание то обстоятельство, что в законодательстве об образовании отсутствуют нормы, которые были бы направлены на более детальное урегулирование педагогических отношений, складывающихся между преподавателем и студентом в процессе обучения последнего. Между тем такие правовые нормы могли бы сконструировать de lede ferenda основу для эффективного управления педагогическим процессом. Если права студента на сегодняшний день обозначены в законодательстве и уставах вузов относительно подробно и точно, то права преподавателя на управление педагогическим процессом не получили четкого законодательного оформления и корреспондируют главным образом с обязанностями студентов, которые закреплены в п. 8 ст. 16 ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Статья гласит: "Студенты высших учебных заведений обязаны овладевать знаниями, выполнять в установленные сроки все виды занятий, предусмотренные учебным планом и образовательными программами высшего профессионального образования, соблюдать устав высшего учебного заведения, правила внутреннего распорядка и правила общежития" <14>.

--------------------------------

<14> СЗ РФ. 1996. N 35. Ст. 4135. 

Закрепленные обязанности студентов противостоят правам и обязанностям преподавателя, которые, к сожалению, в Законе РФ "Об образовании" в ст. 55 указаны в урезанном виде. К реальным правам преподавателя, не указанным в законе, но логически обусловленным обязанностями студентов, можно отнести следующие: право на осуществление контроля по выполнению студентами учебных занятий и проверке их знаний; право оценивать знания в процессе проведения семинарских и практических занятий; право на поддержание дисциплины и применение мер воспитательного характера при проведении учебного занятия; право на инициирование дисциплинарного производства по делу о привлечении студента к дисциплинарной ответственности.

Обзор федерального законодательства об образовании и уставов высших учебных заведений свидетельствует о том, что в системе образовательных правоотношений управление системой образования выражается прежде всего в применении вышестоящей управленческой структурой в отношении нижестоящей главным образом контрольно-надзорных полномочий <15>. Так, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки наделена в основном контрольно-надзорными полномочиями и осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в области образования высшими учебными заведениями, за деятельностью советов по защите кандидатских и докторских диссертаций, за качеством образования <16> и т.д. Такой порядок характерен и для педагогических правоотношений, в которых управление педагогическим процессом осуществляется преподавателем главным образом с помощью контрольных полномочий.

--------------------------------

<15> См.: Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова и М.С. Студеникиной. М., 2008. С. 575 - 576.

<16> СЗ РФ. 2004. N 26. Ст. 2630. 

В педагогическом правоотношении "преподаватель - студент" преподаватель выступает как субъект управляющего воздействия на студента, а студент является и объектом, и субъектом управления, так как, в свою очередь, воздействует на преподавателя. Отношения, складывающиеся между преподавателем и студентом в рамках педагогического процесса, есть отношения административно-правовые, субординационные, но не всегда прямо вертикальные. Например, при проведении семинара отношения между преподавателем и студентом - субординационные: преподаватель осуществляет строгий контроль за усвоением студентами вопросов темы, за их умением самостоятельно анализировать вопросы, проверять знание студентами литературы, а в юридических вузах - знание нормативных правовых актов. Кроме того, преподавателем отмечаются отсутствующие на семинаре студенты, а плохо подготовившиеся к семинарскому занятию приглашаются на консультацию для отработки вопросов темы.

На лекционных занятиях отношения между преподавателем и студентами принимают в значительной степени характер координирующего контроля <17>. При чтении лекции не могут иметь места команды: "все должны записывать лекцию". Это право студента: что записывать, как записывать и т.д. Преподаватель-лектор приспосабливается к студенческой аудитории и постепенно приспосабливает ее к себе: рекомендует записать определение, которое подытоживает изложенный материал, отметить на полях конспекта название интересной книги по прочитанной теме, просит записать под диктовку цитату известного ученого, наблюдает за тем, чтобы студенты успевали записывать наиболее важные положения. Координирующий контроль при чтении лекции используется преподавателем для обеспечения эффективной совместной деятельности, когда знания, опыт и культурные ценности передаются от одного человека другим людям.

--------------------------------

<17> См.: Курашвили Б.П. Очерк теории государственного управления. М., 1987. С. 231 - 232. 

Контрольные полномочия используются преподавателем не только на основе субординационных и координационных связей со студентами, но и на основе реординационных связей. Реординационные связи выражают полномочия нижестоящих управленческих звеньев в отношении вышестоящих, так как в системе управления обойтись без них нельзя. В реординационных педагогических правоотношениях обеспечивается обратное воздействие управляемого субъекта (студентов) на управляющего (преподавателя). Это наиболее ярко обнаруживается в случаях, когда студенты задают вопросы преподавателю после прочитанной лекции или в процессе проведения предэкзаменационной консультации, согласовывают с преподавателем выбранную самостоятельно тему курсовой или дипломной работы, выступают на семинарских занятиях с докладами, в которых обнаруживается материал, новый и интересный для самого преподавателя. Этот аспект был подмечен еще древнегреческими педагогами, говорившими: "Уча, мы сами учимся".

Контрольные полномочия преподавателя реализуются в различных формах дидактического, воспитательного и дисциплинарного воздействия на студентов. Остановимся на некоторых из них.

Наставление есть поучающий совет или, что то же самое, назидание преподавателя студенту, имеющее дидактический, научный и дисциплинарный характер. Преподаватель, если его педагогическая деятельность длится продолжительное время (например, при руководстве дипломной работой студента), называется наставником. Этим выражается правильный педагогический взгляд на то, что преподаватель, обучая и воспитывая студента, должен подходить к своим обязанностям не абстрактно, но конкретно, имея в виду личность обучающегося, которая нуждается в наставлениях научного, дидактического, морального характера.

Но наставления в студенческой аудитории должны быть кстати. Они могут поддерживать дисциплину и могут даваться в разных формах, в том числе в форме интересной цитаты. Так, в настоящее время студенты приносят с собой на занятие мобильные телефоны, которые мешают работе преподавателя и учебе всех присутствующих студентов. Следует жестко рекомендовать не пользоваться ими во время лекции или семинарского занятия. При этом можно процитировать слова древнегреческого философа Зенона: "Бог дал человеку два уха и один язык, для того чтобы он больше слушал и меньше говорил".

Наставления должны быть выражаемы просто, не навязчиво, в дружеском плане, иногда в шутливом тоне. Необходимо студентам напоминать те правила, которым их учили в школе: сидеть на определенном месте прямо, не склоняя головы на стол и не подпирая ее руками; ставить ноги на пол ровно и прямо, не складывая их одна на другую; держать руки не под столом, а на столе в готовности взять авторучку и записать то или иное определение, цитату классика, записать фрагмент из нормативного правового акта. Соблюдение этих точностей благоприятно действует на мышление и память, помогает студенту поддерживать хорошую трудовую форму, сохранять фигуру, что особенно важно для студента, избавляя от сутулости в поздние годы. Однако не во всех случаях наставление может заменить требование преподавателя.

Указание неизбежно в системе педагогического воздействия на студента. В системе образовательного педагогического правоотношения оно допустимо в отношении студента постольку, поскольку оно необходимо для проведения учебного занятия. Например, на предэкзаменационной консультации преподаватель обращается с просьбой отметить в программе те вопросы, на которые студенты отвечают слабо. Просьба повторяется и подкрепляется замечанием в сторону студента, разговаривающего с соседом по парте и не слушающего преподавателя. Указание нужно давать в студенческой аудитории осторожно. Возводить его в принцип, требовать военной дисциплины преподавателю в его отношениях с взрослыми обучающимися нет никакой необходимости.

Указание, сделанное в грубой форме, может вызвать протест и будет иметь отрицательное значение. Вместе с тем следует отметить, что указание может быть сделано в категорической, но вежливой форме. Профессор В.М. Сырых справедливо полагает, что преподаватель в процессе обучения вправе давать указания, а "обучающиеся обязаны исполнять указания педагогических работников" <18>. Наставление родственно указанию и представляет собой смягченное выражение указания.

--------------------------------

<18> Сырых В.М. Введение в теорию образовательного права. М., 2002. С. 96. 

Дисциплина в процессе обучения студентов и внимание их к изучаемому предмету поддерживаются также таким средством, как предостережение.

Предостережение воспитывает у студентов предусмотрительность и предостерегает от нежелательных явлений в будущем. Оно должно быть сделано не в пугающей форме, но твердо и тактично. Например, преподаватель, читающий лекцию, заметил, что один из студентов, сидящий на "галерке", не слушает лекцию, а читает постороннюю книгу. Он сделает правильно, если, не прерывая лекции, подойдет к студенту, ознакомится с книгой и, возвращая ее, скажет с иронией, но серьезным тоном: "Да, но экзамен по предмету Вы будете сдавать не по этой книге".

Основная форма предостережения есть условное суждение: "Если занимаетесь посторонними делами, то за этим может последовать в будущем нечто негативное". Ближе всего к предостережению наставление, которое гармонирует с ним как мягкое с более твердым.

В отдельных случаях, когда поведение студента мешает проведению учебного занятия, преподаватель может применить наказание, которое может быть как моральной, так и правовой мерой воздействия.

Наказание как мера воздействия применяется преподавателем в случаях, когда "бездействие власти" вследствие нарушения студентом (студентами) дисциплины может помешать правильному ходу учебного занятия или даже привести к его срыву. Известный советский цивилист И.И. Перетерский в статье о чтении лекций по юридическим наукам указывал на то, что плохой студент "может в корне испортить самую хорошую лекцию" <19>, вступив в ответ на сделанное замечание в грубые пререкания с преподавателем.

--------------------------------

<19> Перетерский И.И. О лекциях по юридическим наукам // Сов. гос. и право. 1950. N 9. С. 41. 

Статья 16 ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" придает важное значение соблюдению студентами дисциплины при проведении преподавателем учебного занятия. Латинское слово дисциплина означает учение. Воспитывающий пример преподавателя учит студентов исполнять дисциплинарные правила, записанные в уставе вуза и имеющие особое значение для студентов-юристов. Имея в виду обучающегося, известный русский философ и педагог П.Д. Юркевич писал: "Дисциплина и есть та школа, которая сообщает ему способность и любовь к законности, порядку и благочинию" <20>.

--------------------------------

<20> Юркевич П.Д. Курс общей педагогики с приложениями. М., 1869. С. 94. 

Но на один пример преподавателя в вопросе о дисциплине полагаться нельзя. Нельзя считать правильной педагогическую теорию, которая считает, что в сфере высшего образования проблемы дисциплины не существует. Эта проблема существовала в высших учебных заведения с момента их возникновения, существует она и в настоящее время, особенно в больших римских аудиториях при чтении лекции, если численность студентов превышает 80 - 90 человек.

Главная и повседневная форма морального наказания, применяемая преподавателем как на лекциях, так и на других занятиях, заключается в кратком открытом, но вежливом порицании проступка студента (разговоры, неоднократные опоздания). При этом порицание не должно унижать студента, который по закону имеет право на уважение своего человеческого достоинства <21>. Если студент при проведении учебного занятия игнорирует сделанные ему замечания, а его поведение является настолько шокирующим, что ведет к срыву занятия, то преподаватель может принять экстраординарные меры, в частности удалить такого студента из аудитории.

--------------------------------

<21> СЗ РФ. 2008. N 8. Ст. 731. 

В соответствии со ст. 6.14 Устава Московской государственной юридической академии за нарушение обязанностей, предусмотренных Уставом, в том числе учебных обязанностей, к студенту могут применяться следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, отчисление из академии <22>. Перечисленные взыскания - административные, так как студента связывают с высшим учебным заведением не трудовые, а административно-правовые отношения. Приказ о наложении дисциплинарного взыскания может издавать вузовская администрация (ректор), но промежуточные процедуры могут быть задействованы другими работниками: деканом факультета, заведующим кафедрой и, что особенно важно и актуально, преподавателем, который находится на передовой линии обучения. А так как противоправные действия студента особенно пагубны во время проведения учебного занятия, то право инициирования любой из названных дисциплинарных мер должно принадлежать преподавателю.

--------------------------------

<22> Устав Московской государственной юридической академии (новая редакция). М., 2002. 

Кратко резюмируем изложенное.

До тех пор пока существует высшее образование, роль преподавателя в обучении студентов будет оставаться чрезвычайно важной. В юридическом вузе преподавателя никогда не заменит компьютер, заряженный правовой информацией. Если поставить вопрос, на чем основывается тесная связь между преподавателем и студентом в рамках педагогического процесса, то она основывается на: 1) правовой связанности; 2) умении преподавателя излагать материал свободно, доступно и интересно; 3) на этической связанности или, как говорили в старину, на "благодеянии" - на способности преподавателя всегда помогать студентам своими знаниями и советами. Иисус Христос сказал: "...имеешь богатство, - пойди и раздай его". У настоящего преподавателя богатством являются его знания.



Яндекс.Метрика
© 2012 Все права защищены. Диплом по праву | Контакты | Карта сайта
Разработка сайта - Новопромо